Диджей и радиоведущий Влад Фисун хранит у себя дома настоящее сокровище – огромную коллекцию виниловых пластинок. Мы сходили в гости к Владу, чтобы поболтать о музыке и внимательно рассмотреть (и послушать) все важные артефакты.
О коллекции
– У меня дома около пяти тысяч пластинок. Я постепенно вбиваю их в Discogs – это универсальный сервис, на котором легко находить пластинки в мировом каталоге и добавлять их в себе в профайл. Правда, у меня, как и у многих собирателей, есть пластинки, которых в каталоге может не быть. Пока я загрузил в Discogs чуть менее тысячи, это очень вялотекущий процесс. Иногда удивляет котировка: например, то, что ты купил за € 3-4 где-то на развале, оказывается, стоит все € 80.
По меркам коллекционеров, пять тысяч – это совсем не много, есть ребята с коллекциями и по сто, и по пятьсот тысяч пластинок. Они уже фонды открывают, нанимают людей, чтобы это все каталогизировать. В 2000-х был большой кризис: все записи оцифровали, а библиотеки стали избавляться от пластмассы. Тогда пластинки покупали целыми складами. Например, те, кто попал на разграбление Стокгольмской аудиобиблиотеки, говорят, что до сих пор не успели прослушать то, что там купили. Потому что за € 5 000 человек уехал с грузовиком пластинок.
Я бы остановился на двадцати тысячах штук. Потому что пластинка имеет ценность, когда у тебя есть возможность ее послушать и кайфануть. А если ты гонишься только за количеством и оголтело гребешь винил как экскаватор – это уже не пластинки, это просто кружочки.
Я до сих пор радуюсь, когда приходит новая пластинка. Эту радость подделать невозможно, даже несмотря на то, что в прошлом году из-за локдауна я купил очень много пластинок. Некоторые из них я успел послушать только по разу, но я знаю, что когда захочу, смогу их достать и кайфануть.
О музыкальных ритуалах
– Вообще, я очень люблю компакт-диски. Однажды мне оставили сумку компактов, в таких на рынках товар хранят: примерно половину из них я подарил, а половина оказалась очень классной. Многие слушатели перешли на стриминги, и диски им больше не нужны. Супер, я с удовольствием все приму.
По утрам я чаще слушаю компакт-диски, потому что к ним не надо бегать, чтобы перевернуть. Например, сегодня утром я слушал Quincy Jones – причем все его достаточно популярные хиты. А потом – СуперАлису – это московско-татарский проект с альбомом Tatarstan Super Good, очень нетривиальная барышня, такой лоу-фай расцвета 2000-х.
О домашних вечеринках
– Эта стойка – по сути домашний бар, и вертушка – его полноценный участник. Я стараюсь подбирать пластинки под гостей: или ищу что-то неслыханное, чтобы удивить, или наоборот – ставлю то, что они любят.
Однажды приезжала джазовая певица с частью своего бэнда. Лето, 10 вечера, они достают акустическую гитару, укулеле, начинают тут петь. Я, честно говоря, ждал выселения, гвалт стоял сумасшедший.
Летом регулярно эксплуатируется балкон. Когда один мой хороший друг переживал непростой период, я ставил ему серф, мы слушали The Beach Boys, пили ром с грейпфрутами. Это помогло.
А зимой раз в год бывает Eggnog Party. Eggnog – это традиционный американский коктейль, который делается из молока или сливок с ромом или бурбоном. На этих вечеринках играет необычная christmas музыка: рождественский альбом Джеймса Брауна или какие-то сборники тех же времен, что и Нэт Кинг Коул с Синатрой, но не такие известные. Там, например, есть «Санта Клаус на Гавайях» – с гавайской гитарой и бубенцами. Эти тусовки всегда сопровождаются конкурсом: в прошлом году мы выбирали худший свитер, а в этом – самую тупую футболку.
О диджеинге
– Я диджей настроения, моя функция – сделать так, чтобы человек ушел из заведения, покатавшись со мной на эмоциональной горке.
Когда я готовлюсь к сету, всегда ищу ассоциацию с заведением, его настроением и примерной аудиторией. Есть такой метод «якорный трек» – то есть трек, который сразу у тебя щелкнул. Вот вокруг него и надо построить идею.
Играть с винила – это хороший элемент снобства. Потому что в местах с хорошей аудиосистемой есть огромная разница в звуке. А для меня разница есть и на уровне тактильных ощущений. Конечно, были ситуации, когда я играл просто с флешки и рабочего ноутбука. Но когда есть возможность взять сумку с пластмассой, я буду играть с винила.
Хоть я и занимаюсь диджеингом на профессиональном уровне, но в плане дохода – это все равно хобби. Я не посвящаю весь световой день поиску музыки, тренировкам техники, иначе бы я уже был скретч-мастером. Я иногда беру уроки скретча у больших диджеев и вижу, насколько они погружены в этот процесс, и понимаю, что я так не хочу. Потому что они относятся к этому уже почти как профессиональные спортсмены, а такое восприятие музыки для меня непривлекательно.
Об украинской музыке
– Пластинка – это музыкальная отвага. Когда менеджер артиста решается на выпуск пластинки, он говорит «Мы верим в твою музыку, мы верим, что ее купят». Это очень ответственный ход. То, что многое из украинской музыки позволяет себе выпускаться на виниле, делает ей честь.
Из последнего, что я купил, понравилась Катя Заволока. Это украинская электронщица, которая сначала жила в Киеве, потом между Киевом и Берлином. В итоге она живет в Берлине – и по сути она звезда IDM техно-сцены. У нее достаточно сложная структурная музыка, мне кажется, она очень качовая для танцпола. А из тех украинских пластинок, что мне подарили, очень зашел тернопольский проект Motoblok.
О классике
– Классика для меня – это мегапродуктивная штука. Я очень хорошо пишу под нее, она меня вводит в креативный ритм. Если это не очень сложная и не слишком мрачная история, а, например, медиевальная лютня или орган. Еще Мендельсона люблю послушать.
О важных артефактах
1 / Чемоданчик Winel
– Этот чемодан я купил в Лондоне на рынке Portobello – это огромная барахолка. Когда самый известный блошиный рынок Camden превратился в супермаркет с брендами, все старьевщики переехали на Portobello. Так вот, в конце Portobello Road есть чуваки, которые продают целые склады пластинок. Я нашел там бабушку: ее внук как-то устроился на радиостанцию, которую потом закрыли, а он оттуда вынес все, что плохо лежало. Бабушка сказала, что за долги, но я думаю, что, конечно, просто стащил. Она продавала очень много пластинок и вот этот чемодан. Он наверное, родом из 50-х, мне нравится представлять, как какой-то человек тогда купил эту штуку новой. Сейчас он домашний, с ним я никуда не езжу.
2 / Ricky Wilde – I Am An Astronaut / The Hertfordshire Rock
– С этой пластинкой связана трагикомичная история. У многих диджеев была ситуация, когда от него уезжает таксист с сумкой пластинок – и никогда не возвращается. У меня уехала просто суперсумка, я до сих пор иногда о ней грущу. Но через месяц после этого я попал в Нью-Йорк и решил: все деньги, что у меня есть, – спускаю на восстановление. Я хотел купить сумку, иглы, наушники – и пластинки, конечно.
В последний день в Нью-Йорке мне пишет друг, что где-то в Бронксе будет распродажа складов. И вот там уже я был экскаватором: $ 10 – у тебя уже кулек, потом второй, третий. Это все моментально происходит, ты даже не успеваешь пластинки послушать. А еще на таких распродажах часто диджей прямо на месте играет сет из того, что он продает. И вот встает играть какой-то пацан – похож на пятого участника Sex Pistols – и ставит вот эту пластинку. Я бросаю все, бегу к нему и отдаю последние $ 20. А все остальные пластинки там вообще по полдоллара стоили!
3 / Soulwax – Essential
– Эта пластинка мне очень дорога. На BBC есть знаменитое шоу, которое называется Essential. Оно выходит уже очень много лет, и сыграть сет на этом шоу – это мечта любого диджея. Проект Soulwax не просто сыграли там свой диджей-сет, а написали специально под него 12 треков в разной стилистике, и все они очень кайфовые. Потом Soulwax издали этот альбом, и моя девушка его купила и подарила мне. Она тоже диджей, поэтому я считаю этот подарок верхом благородства.
4 / DJ Food – Jazz Brakes
– Это подписанные пластинки DJ Food, выпущенные на британском лейбле Ninja Tune, который был культовым в 90-е и очень на меня повлиял. Я даже выпивал в Киеве с его основателем Мэттом Блэком, но у него пластинки подписать я почему-то не догадался. Зато потом выступал на вечеринке вместе с одним из важнейших артистов в истории лейбла – DJ Food. Многие думают, что это имя значит «диджей Еда», но на самом деле философия проекта в том, что эта музыка – еда для диджея. То есть это полуфабрикаты, из которых диджей должен что-то приготовить – себе и другим. DJ Food для меня – это демонстрация остроумия продюсеров.
5 / Solar X – Kalashnikoff Bullet Bath
– Solar X – это очень известный российский электронщик из 90-х, который сейчас живет и творит в Лондоне. На этой пластинке есть очень смешной трек – песню «Королева» Аллы Пугачевой поет Артемий Троицкий в очень дабовой, эмбиент вариации.
Я родом из Харькова, эта пластинка досталась мне в наследство от арт-директора харьковского клуба «Живот», когда он ушел из диджеинга. Я не могу назвать «Живот» своим родителем, но очень бы хотел: хоть я никогда не был его резидентом, этот клуб на меня все-таки повлиял. «Живот» – это такая фабрика-лаборатория, в которой было очень много экспериментов. И вот однажды, чтобы оказаться там в очень ответственный день закрытия сезона, я соврал тому самому арт-директору, что в Киеве я уже состоявшаяся звезда. А это был один из первых моих сетов на виниле вообще, думаю, он не очень хорошо получился.
Чтобы не пропустить новые интересные тексты, подпишись на 34home в Instagram или Facebook.
Фото – murmurash