Встретились с писателем Антоном Фридляндом, чтобы поговорить о его домашней коллекции, читательских привычках и свежих литературных открытиях.
Коллекция
– Моя коллекция постоянно обновляется, поэтому это уже третья или четвертая библиотека. Много книг я продал на благотворительной барахолке «Кураж Базар» – например, те, что прочитал, и понял, что перечитывать не буду. Сейчас я перестал с книгами расставаться.
Какие-то книги здесь, потому что они мне просто нравятся, какие-то перекочевали от родителей – в основном это книги, изданные в СССР, и альбомы по искусству, которые они мне подарили. У родителей была большая библиотека, поэтому книги меня сопровождали с детства.
Моя коллекция достаточно эклектичная. Домашняя библиотека – это срез того, чем человек интересуется, но не стопроцентный. Потому что книги – это еще и очень ситуативная штука: что-то попадает на полку случайно, что-то дарят. Например, у меня стоит «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд, но я ее не читал. Мне очень зашел «Источник» Айн Рэнд, а «Атланта» я одолел 30 или 50 страниц и дальше не пошел.
Читательские привычки
– Я часто читаю по две книги сразу – фикшн и нон-фикшн, чтобы можно было переключаться. В месяц читаю примерно от 7 до 12 книг, но в год выходит не меньше сотни. Я не стремлюсь к рекордам и не гонюсь за цифрами специально, просто знаю эту статистику, потому что веду читательский дневник – записываю прочитанные книги, чтобы ориентироваться, что и когда меня интересовало.
Когда начался карантин и были закрыты все магазины, в том числе книжные, я больше стал читать онлайн. Сейчас примерно две трети книг, которые я читаю, – электронные, а треть – бумажные.
Какие книги можно бросать?
– Есть много книг, которые людям не подходят. Они могут быть захвалены критикой или жутко популярны, в том числе среди твоих друзей, но ты пробуешь ее читать и на 20-й странице понимаешь, что это не твое. И дальше можно либо продираться через эту книгу и насиловать себя, либо просто откладывать ее. Я выбираю второй путь: я начинаю читать много книг, а заканчиваю – немного. Бывает даже, что дохожу до половины книги и спрашиваю себя: «А что я вообще делаю?». Это как в токсичных отношениях: ты ждешь, что скоро будет хорошо, а лучше все никак не становится. Такие книги нужно бросать, потому что книг много, а времени мало.
Книги – это доступная роскошь. В какой-то мере это уже излишество, потому что все можно прочитать онлайн. Но для меня важны тактильные ощущения. Так же и с музыкой: все есть в Spotify, но кто-то продолжает держать музыку на виниле, потому что для коллекционеров важны артефакты.
Знакомство с литературой
– В детстве я очень любил Астрид Линдгрен, и «Винни-Пуха» Алана Милна, а в более осознанном возрасте стал читать родительскую библиотеку. У них была большая коллекция французских авторов – собрания сочинений Ромена Роллана, Стендаля, Гюго, Дюма. Поэтому так получилось, что я оказался знаком с французской литературой еще в подростковом возрасте.
Еще с тех времен я люблю Джека Лондона и Марка Твена. Иногда бывает, что ты прочитал что-то в юношеском возрасте, и оно упало тебе в сердце. А потом ты случайно или сознательно перечитываешь и понимаешь, что кто-то все словно подменил. С Джеком Лондоном этого не произошло: к некоторым его книгам я возвращаюсь и сейчас, и они по-прежнему прекрасны.
Свежие открытия
– В юности, когда ты знакомишься с азами, с классикой, тебя от литературы колбасит больше, потому что ты переживаешь какие-то вещи в первый раз. С возрастом становишься более черствым и придирчивым, уже стараешься выискивать настоящие бриллианты. К счастью, они встречаются.
Например, мне очень зашел Стиг Ларссон – я собрал все его книги, начиная с «Девушки с татуировкой дракона». На мой взгляд, это лучшее, что возможно в жанре детектива. Еще из недавних открытий: «Человек-комбини» японского автора Саяка Мурата и интересный российский автор Павел Селуков и две его книги: «Как я был Анной» и «Добыть Тарковского».
5 необычных артефактов
1 / Антон Фридлянд – «Конспирология»
Это книга моих рассказов, которая физически существует в единственном экземпляре, но все тексты можно почитать онлайн на Platfor.ma. Мне было интересно сделать что-то на грани литературы и арта, поэтому обложку по моей просьбе нарисовал Александр Ройтбурд, а внутренние страницы оформили два каллиграфа. Несколько страниц из этой книги сейчас висят у меня дома в рамах.
2 / Фредерик Бегбедер – «Бесіди нащадка епохи»
Это книга, подписанная Бегбедером. Несколько лет назад он выступал в Киеве. Лично я с ним не виделся, но мой друг работал на том мероприятии фотографом и попросил подписать книгу для меня.
3 / Август Форель – «Половой вопрос»
Это самая древняя и самая ветхая книга в моей коллекции. Она издана в 1928 году в харьковском издательстве «Космос». Я ее, правда, не читал.
4 / Марк Эйвери – «Восхитительные птицы»
Я люблю птиц, но кроме того, эта книга для меня – настоящий шедевр. Здесь очень крутые иллюстрации с гравюрами старых мастеров. Это именно тот случай, когда издательское дело становится искусством.
5 / Chinese Propaganda Posters
Моя прошлая квартира была оформлена в китайском стиле. Мы сканировали постеры из этой книги, разгоняли их в большой размер и вешали на стены.
Чтобы не пропустить новые интересные тексты, подпишись на 34home в Instagram или Facebook.
Фото: murmurash