Смотреть банальные комедии, лежа на диване с колой и чипсами. Танцевать с подругами на кухне под «Зверей» и Modern Talking. Забить на приглашение друзей и скачать глупую олдскульную игрушку родом из 90-х. После вечера в атмосферном баре купить шаурму на районе и кайфануть, запивая ее айраном. Такими вариантами времяпрепровождения особо не похвастаешься в сториз – но они приносят не меньше удовольствия. Правда, приятные ощущения может омрачать чувство вины (или стыда?), что ты поступаешь как-то не совсем правильно. Откуда оно берется, что с этим делать и стоит ли винить себя? Попробуем разобраться.
Откуда все пошло?
Здесь все интересно и слегка неоднозначно: любимый нами New Yorker утверждает, что о «стыдных удовольствиях» впервые написали именно они, упомянув термин в статье о борделях в 1860-м году. С тех пор его коннотации, к счастью, изменились – и в современном нам значении в обиход термин вошел уже в 70-е прошлого века. Что тоже немного странно, ведь 70-е и 80-е – это эпоха «массовизации» культуры, когда культурные различия между людьми и социальными группами стали постепенно стираться.
Возможно, «постыдные удовольствия» как раз и стали результатом универсальной культуры. Сама категория опыта и удовольствий – тоже явление эпохи постмодернизма. Ведь моральные устои пошатнулись, «высокое» и «низкое» смешалось – и мерилами нашего собственного удовольствия стали только мы сами (и люди, которые нам важны).
По Urban Dictionary, guilty pleasure – это когда ты наслаждаешься музыкой или программами определенного жанра, но тебе слишком стыдно признаться в том, что тебе это нравится, перед семьей или друзьями. Типичные примеры – просмотры не слишком интеллектуальных реалити-шоу, прослушивание старой доброй попсы из 90-х, чтение дурацкого глянца и «Секс в большом городе» по десятому разу. Или даже употребление чего-нибудь, чем особо не похвастаешься (не зря же киевская пивоварня Underwood выпустила сладкий карамельный стаут Guilty Pleasure – как ответ всем этим вашим охмеленкам).
Тему стыдных удовольствий давно и плодотворно изучают ученые. Например, группа философов-экспериментаторов (такие тоже бывают) из Женевского университета выясняла, что же именно заставляет нас чувствовать себя «плохо» во время или после получения удовольствия от культурных продуктов (вроде музыки и видео). Оказалось, все дело в некоем ощущении, что «мне не может нравиться (нужное подставить), потому что это не соответствует принятым в моем круге нормам». Вот только нормы эти – не из области морали и эстетики, а из области социальной, то есть нашего желания чувствовать себя вписанным(-ой) в социальную среду.
Суть механизма guilty pleasure – в эмоциональной двойственности. С одной стороны, ты чем-то наслаждаешься (позитивное подкрепление), а с другой – испытываешь негативное подкрепление в виде чувства вины или стыда. И мозгу сложно с этим справиться: удовольствие получается неполным, еще нужно как-то поддерживать устоявшиеся нейронные связи, которые называются «социальными нормами».
Важный дисклеймер: не все то, что приносит нам удовольствие, но социально не одобряется – это guilty pleasure в современном понимании. Лишний коктейль, громкая вечеринка посреди рабочей недели или поездка на шашлыки с кучей пластиковых тарелок – не из этой оперы. Настоящий guilty pleasure не вредит ни твоему здоровью, ни здоровью и комфорту окружающих, ни природе – что тоже важно.
Вина или стыд?
Забавный факт: термин, который в оригинале звучит как guilty pleasure, у нас перевели как «стыдное удовольствие». И таким образом подменили чувство вины чувством стыда. А что, если в этом есть какая-то культурная разница? Мол, мы ощущаем стыд там, где англосаксы ощутят вину?
Философы Крис Гоффин и Флориан Кова говорят, что термин, по сути связан скорее с переживанием стыда и неловкости, чем с чувством вины как таковым. А использование термина – просто дань культуре прошлых времен.
Разобраться в том, что мы чувствуем – вину или стыд – важно, поскольку на этих переживаниях завязаны чуть ли не все источники нашего невроза, говорит богиня современного психоанализа Нэнси МакВильямс. При этом, природа и механизм действия чувства вины и чувства стыда совершенно разные. Все дело в том, что стыд мы испытываем, когда нарушаем социальные нормы и ценности группы. А вину – когда нарушаем собственные установки. Выходит, что стыд возникает от реального или вымышленного чувства, что кому-то не нравятся твои действия, а чувство вины – когда твое поведение не соответствует твоему же образу себя. Да-да, Раскольникову вовсе не стыдно – ведь о социальных нормах он не думает, а ощущение собственной неидеальности как раз и приводит его к раскаянию.
Антропологи доказывают, что стыд и вина – вещи совершенно разные, но и то, и то может определять культуру и цивилизацию. Например, восточные цивилизации построены на коллективном – а потому используют механизм «пристыживания» провинившихся и фокусируются на публичной репутации. Так же, кстати, было и в античной Греции. А вот то, что мы называем западной цивилизацией, по факту построено на чувстве вины – христианской концепции греха. Потому нет ничего удивительного и в том, что одни и те же удовольствия могут быть «виноватыми» или «стыдными» в разных культурах (если что, в современной Франции guilty pleasure переводят как péché mignon – «маленький грешок»).
Потому да, если ты смотришь реалити-шоу с пакетом чипсов и колой в руках, тебе хорошо, но в голове проносится «о боги, что же обо мне подумают люди?» – это стыдное удовольствие. А если мысли звучат как «о боги, если мне это доставляет удовольствие, значит, я падший человек» – ты имеешь дело с удовольствием «виноватым».
Зачем это нам нужно?
Здесь есть два варианта: guilty pleasure – феномен либо социальный, либо чисто биологический. Ведь что, если вариант «взять паузу» и просто насладиться тем, что не требует излишних интеллектуальных усилий, – это попытка выйти из постоянного режима «решения задач»? Так, например, думает профессор-гилтиплежервед Робин Наби из университета Санта-Барбары.
Социальность этого феномена тоже на поверхности: мы просто-напросто скрываем свои увлечения и вещи, которые приносят нам удовольствие, от других – чтобы вписаться в нужный контекст. И избежать неодобрения (а, соответственно, и неприятных чувств стыда и/или вины).
Связь всех этих сложных материй с вопросами самоконтроля – тема еще для целого ряда исследований. Можем ли мы говорить, что потакание своим слабостям и стыдное удовольствие – это потеря самоконтроля? Вообще нет, утверждает психолог Роджер Джинер-Соролла: пока компонент «удовольствия» преобладает, все в порядке. А вот если начинают преобладать вина и стыд – наши удовольствия начинают понемногу подтачивать ментальное здоровье.
Социальность стыдных / виноватых удовольствий подтверждают и тренды в соцсетях: селебрити делятся своими откровениями о доставке пиццы и просмотрах реалити, а по по TikTok носятся челленджи с демонстрацией guilty pleasure. Обсуждение стыдных удовольствий карантинной поры и вовсе становится трендом домашних вечеринок последних полутора лет.
И что нам со всем этим делать?
Если коротко, то убедиться в том, что в твоих guilty pleasures нет никаких проблем – то есть, они не вредят (слишком сильно) твоему здоровью, комфорту и здоровью окружающих или природе. Ведь плохи не стыдные / виноватые удовольствия – а те неприятные чувства, которые мы испытываем. А вот пара советов, как от них избавиться и начать чувствовать себя чуть лучше.
1 / Прими тот факт, что мозгу нужен отдых. Пока из каждого утюга кричат о том, что время – важнейший ресурс и проводить его нужно с максимальной продуктивностью (желательно где-нибудь в спортзале, слушая при этом высокоинтеллектуальный подкаст о достижениях молекулярной биологии), твоему мозгу банально не хватает отдыха от всего потока информации. Поэтому потупить в сериал вроде «Эмили в Париже» тоже бывает нужно (при условии, что ты напрочь отключишь мозг и перестанешь придираться к сюжету). И поверь, на твоей продуктивности это скажется куда лучше, чем очередной сеанс «саморазвития»: не станут же оксфордские ученые врать о том, что счастливые (читай, отдохнувшие) люди работают гораздо лучше несчастных коллег.
2 / Перестань докапываться до себя. Кто сказал, что твой выбор видов досуга и любимой музыки определяет, кто ты есть на самом деле? И кто решил, что просмотр спортивных соревнований – это классно, престижно и одобряемо в любом обществе, а пристрастие к реалити воскресными вечерами – удел неудачников? Философ Чак Клостерман, например, уверен, что сама концепция «стыдных удовольствий» построена на вере в то, что есть какой-то общий «хороший вкус» и линия, разделяющая плохое и хорошее среди нематериальных и культурных вещей.
3 / Не забывай о слове «удовольствие». Что, если вся проблема guilty pleasure в том, что мы слишком фокусируемся на стыде и вине, забывая, что ключевое слово здесь – как раз удовольствие? Да, пускай, просматривая любимый эпизод «Друзей» ты вряд ли научишься чему-нибудь новому, но ты как минимум расслабишься и приятно проведешь 20 минут.
4 / Выделяй время на свои guilty pleasures. Тара Шустер, авторка прекрасного нон-фикшена «Buy yourself that fucking lilies», советует выделять хотя бы один вечер в неделю себе и только себе – без оглядки на то, что о тебе подумают другие. Если, например, твой вечер понедельника – только твой, то ты явно будешь меньше себя корить за «непродуктивное времяпрепровождение» и «неинстаграмные» занятия. Запланируй время на это в своем календаре – и пускай весь мир подождет, пока ты листаешь глянцевые журналы или залипаешь в очередной ромком. В конце концов, почему этого нужно стыдиться?
5 / Хватит думать о guilty pleasures как о чем-то плохом. Сама идея «допустимости» некоторых видов удовольствий – сплошной социальный конструкт. Пока мы живем в потоке плохих новостей и сложных материй, простые вещи, которые дарят нам радость, нужно как минимум ценить. Ведь научиться получать удовольствие от жизни и отвлекаться от внешних проблем – немаловажный навык современного мира.
ТЕМИ: