Работа художников-постановщиков часто остается незамеченной, но именно эти ребята во многом ответственны за магию кино. Если посмотреть на списки оскаровских номинантов за лучшую работу художника-постановщика, может показаться, что больше всего ценят исторические стилизации вроде «Гэтсби» или фэнтези-фильмы. Но мы выбрали именно те картины, в которых особое внимание уделили как раз современным интерьерам.
«Паразиты»
Parasite / 2019 / режиссер Пон Чжун Хо
Фото: Allstar/Curzon Artificial Eye
Роскошный хайтечный особняк в богатом районе Сеула с его бесчисленными закутками и стеклянными поверхностями мягко намекает, что жизнь населяющих его героев полна секретов. Хотя, как призналась постановщица Ли Ха-джун, интерьер особняка семьи Пак был искусной стилизацией под реально существующее здание.
Художники и декораторы уделили особое внимание «вертикальности» пространств, которые отражают общественную иерархию: потому в кадре почти всегда присутствуют лестницы и перемещения героев с одного уровня на другой. Неудивительно, что «Паразиты» – первый за долгие годы фильм в современном сеттинге, который получил оскаровскую номинацию за лучшую работу художника-постановщика.
«Назови меня своим именем»
Call me by your name / 2017 / режиссер Лука Гуаданьино
Фото: Giulio Ghirardi
А вот шикарная вилла из драмы Луки Гуаданьино, оказывается, вполне реальна – и да, персиковый сад тоже существует. Виллу Альбергони (о которой есть даже статья на Википедии) построили еще в XVII веке. Она принадлежала множеству влиятельных семей, а для росписи потолка сюда даже приглашали ученика Рафаэля.
Целью постановщика Виоланте Висконти ди Модроне было воссоздать атмосферу семейного дома, который любят его владельцы. Потертый розовый диван в кабинете ученого, старые книги и винтажные карты с глобусами должны были передать ощущение ускользающего времени. Их, кстати, искали на миланских барахолках и тащили из домов съемочной группы и вовлеченных жителей поселка. А для декора кухни специально собирали старинную посуду – все ради того, чтобы зрители тоже чувствовали себя как дома в гостях у семьи Перлман.
«Семейка Тенненбаум»
Royal Tenenbaums / 2001 / режиссер Уэс Андерсен
Именно с этого фильма критики начинают отсчет специфического стиля Уэса Андерсена: здесь появляется неловкая симметрия, яркая палитра цветов и слегка безумное сочетание деталей. Забавно, что за постановку отвечали Дэвид и Сэнди Рейнолдс-Уоско, работавшие в том числе над «Криминальным чтивом», «Убить Билла» и даже «Ла-ла-лэндом».
Огромный и нелогичный особняк Тенненбаумов – своеобразное отражение этой странной семейки. Здесь и африканские маски вперемешку со скелетами и книгами в кабинете мамы-археолога, и помпезный декор столовой, и милые детские комнаты изрядно повзрослевших сыновей и дочери. Режиссер признался, что, поскольку времени на репетиции перед съемками было недостаточно, именно сеттинг дома должен был давать актерам всю информацию об их персонажах. Что ж, кажется, у них это неплохо получилось!
«Последний черный в Сан-Франциско»
The Last Black Man in San Francisco / 2019 / режиссер Джо Талбот
Инди-фильм о последствиях джентрификации вышел в ограниченный прокат, и потому не особо известен у нас. В центре его сюжета – молодой парень, пытающийся вернуть старинный особняк, в котором прошло его детство.
По словам режиссера Джо Талбота, на поиски подходящего дома ушло три года – ведь нужно было найти особняк, в котором сохранились оригинальные интерьеры прошлых эпох. Поиски все же привели к успеху: удалось найти дом с деревянными полами, арками, мезанином и даже потайной комнатой за книжными полками. 83-летнему владельцу оставалось только согласиться на съемки – его многолетние усилия по поддержанию особняка в должном виде не прошли даром.
«Боль и слава»
Dolor y gloria / 2019 / режиссер Педро Альмодовар
Фото: Manolo Pavón / Courtesy of Sony Pictures Classics
Педро Альмодовар буквально пересказывает детали своей биографии: главный герой в исполнении Антонио Бандераса – стареющий режиссер в пучине творческого кризиса. Естественно, сеттинг для такой личной истории оказался необычным: постановщик Анчон Гомес фактически воспроизвел мадридский дом режиссера в студийных павильонах.
Детали вроде угла падения света в определенное время дня были выверены до мелочей, а часть мебели и предметов интерьера (например, зеркала) Альмодовар и вовсе принес из своего реального дома.
Отдельного внимания заслуживает и «пещера», в которой живет главный герой в детстве: по словам постановщика, это отсылка и к Платону, и к пробуждению чувств главного героя.
«Под покровом ночи»
Nocturnal animals / 2016 / режиссер Том Форд
Когда фильм снимает дизайнер (например, Том Форд), к созданию интерьеров подходят с особой кропотливостью.
Постановщик Шейн Валентино отлично справился с необходимостью показать жизнь в стильном, но слегка бездушном лос-анджелесском особняке – вполне настоящем, кстати. Тщательно заснятые корридоры и огромные пустые комнаты как раз и должны были передать отчуждение и экзистенциальный страх героини Эми Адамс. А поскольку ее Сьюзан – внешне вполне успешная владелица арт-галереи, ее дом наполнен произведениями художников и фотографов из прошлых эпох. Пожалуй, это один из самых стильных фильмов в нашей подборке!
«Ребекка»
Rebecca / 2020 / Бен Уитли
Фото: Kerry Brown / Netflix
Новая экранизация романа Дафны дю Морье, как и его главная героиня, вынуждена соперничать со своей предшественницей – в этот раз с культовым фильмом Хичкока. И если в 1941-м фильм снимали целиком и полностью в студийных павильонах, на этот раз интерьер зловещего поместья Мандрели воспроизводили в реально существующих английских имениях (правда, их понадобилось целых семь).
Постановщицы Сара Гринвуд и Кэти Спенсер постарались воссоздать атмосферу страха и тревоги, чтобы мы могли понять, насколько некомфортно чувствовала себя главная героиня. И им это удалось – во многом благодаря подробным репликам обоев Уильяма Морриса и классической викторианской мебели.
«Она»
Her / 2013 / режиссер Спайк Джонз
Придумать полноценный сеттинг для недалекого будущего и не скатиться при этом в банальности научной фантастики 80-х – та еще задача. Но Спайк Джонз и Кей Баррет с ней справились на отлично: мир, в котором герой Хоакина Феникса развивает привязанность к загадочной операционной системе, – удивительно уютный и приятный. В его основе – теплая цветовая гамма во главе с розовым: он присутствует практически в каждом кадре – от рубашек главного героя до подсветки системы Саманты.
Особый шарм этому миру привносят винтажные элементы: толстые книги, мебель родом из 50-х, цветастые абажуры. «Это приятный мир без острых углов, где все продумано с учетом личных предпочтений каждого» – говорит постановщик Кей Баррет. Такое будущее нам определенно нравится!
«Безумно богатые азиаты»
Crazy Rich Asians / 2018 / режиссер Джон Чу
Романтическая комедия об отношениях молодой нью-йоркской ученой и ее бойфренда, который внезапно оказывается наследником одной из богатейших семей Сингапура, – еще один удивительно стильный фильм, над которым всерьез поработали постановщики.
Интерьер семейного особняка выполнен в стиле перанакан: это гремучая смесь китайских шелков, индийских ковров, викторианской мебели и флористических орнаментов на обоях. Но воссоздавать его пришлось практически с нуля: подходящая по экстерьеру вилла в районе сингапурского ботанического оказалась оккупирована обезьянами и летучими лисицами. Но, кажется, постановщику Нельсону Коатсу отлично удалось передать всю роскошь династического особняка, располагая весьма ограниченным бюджетом.
Чтобы не пропустить новые интересные тексты, подпишись на 34home в Instagram или Facebook.