Как много времени прошло с тех пор, как ты последний раз мечтал(-а) о новом путешествии, перепланировке интерьера, идеальной работе или отношениях мечты? И о том, что наконец сможешь почувствовать себя счастливым(-ой), когда этот волшебный момент настанет? Все мы время от времени грешим фантазиями об идеальном мире. А достигнув желаемого, не останавливаемся – и начинаем мечтать о чем-то еще.
С одной стороны, такие мечты и стремления – двигатель прогресса. А с другой, со временем достижение целей начинает приносить все меньше удовольствия. Так мы оказываемся на «гедонистической беговой дорожке» – и совершенно забываем о ценности нашей обычной повседневной жизни. А она тоже важна и полезна.
Что такое гедонистическая адаптация?
По словарю Макмиллана, «гедонистическая беговая дорожка» – распространенная метафора ситуации, когда повседневность кажется скучной и однообразной погоней за тем, что приносит удовольствие. Или, другими словами, иллюстрация психологической теории гедонистической адаптации.
Мысль о том, что наш уровень удовлетворенности жизнью напрямую зависит от «всплесков» счастья, впервые высказали психологи Брикмен и Кемпбелл в начале семидесятых. Суть их концепции в том, что у каждого из нас есть некий «базовый уровень довольства» – то есть, ощущения, когда нам окей. События, которые мы расцениваем как хорошие, на некоторое время этот уровень повышают, но потом эйфория уходит, и мы возвращаемся к исходному. Вот только оцениваем мы все тот же базовый уровень в сравнении с недавним положительным опытом. И снова становимся на беговую дорожку – в погоне за новыми порциями эндорфинов, выяснили экспериментаторы.
Фото: Yaroslav Shuraev
С негативными событиями, кстати, происходит то же самое. Они занижают наш уровень довольства ниже базового, но по прошествии времени мы точно так же возвращаемся к норме. Но здесь есть другая загвоздка: наш мозг изначально настроен на то, чтобы фиксироваться на негативных переживаниях. Это нормально – ведь было частью выживаемости и адаптируемости хомо сапиенсов как вида. За такую фиксацию на негативе отвечает маленький участок мозга под названием миндалина (амигдала), специально заточенная под то, чтобы скринить опасности и напоминать нам о знакомых граблях.
При этом базовый уровень счастья, естественно, штука очень индивидуальная (и потому снисходительно называть кого-то «непритязательным» – значит игнорировать индивидуальные психологические особенности). Исследования, которые проводила профессорка Соня Любомирски, показали, что этот базовый уровень довольства в итоге ответственен за 50 % амплитуды нашего переживания счастья и несчастья. Еще за 40 % ощущения счастья отвечает наше отношение к переживаемым событиям (как ты понимаешь, объективные факторы составляют только 10 % счастья, если только речь не идет о фундаментальном опыте, вроде потери близкого человека или переезда в другую страну).
Погоня за счастьем
Получается, что погоня за счастьем – следствие особенностей нашего мозга (ведь эволюционно он приспособлен как раз к тому, чтобы лучше реагировать на негатив и стараться его избегать – это залог выживания вида). Но это не значит, что она облегчает нашу жизнь. Скорее, наоборот.
Исследования показывают, что каждый третий житель богатых и благополучных стран вроде Великобритании или США не удовлетворен жизнью. На уровне общественной дискуссии такие результаты часто критикуют – мол, народ пресытился благополучием и выискивает проблемы там, где их нет («раньше жили нормально и не было никаких депрессий»). Здесь снова приходит на помощь метафора беговой дорожки: наш базовый уровень счастья сильно поднялся – и мы опять-таки не ценим повседневность.
Кэтрин Грей в «Силе обыкновенности» приводит пример: когда ее назначили журналисткой небольшого издания, она радовалась каждой маленькой командировке в соседний город. А три года спустя воротила нос от «недостаточно хорошего» отеля в Индии, куда она тоже попала по работе.
Мы быстро привыкаем и перестаем ценить вещи, которые не соответствуют амбициям или прошлому опыту счастья.
Еще одна проблема – культивирование максимизаторства (выбрать лучший вариант, мечтать об идеальной квартире / работе / жизни). Довольствование меньшим негласно осуждается консьюмеристской культурой – и делает нас несчастными. Человек, живущий в родном городе по принципу «мне и так хорошо», будет скорее вызывать вопросы – ведь это проигрыш в воображаемой гонке за … соответствием социальным стандартам?
Фото: life on film
С другой стороны, закрепленные веками майлстоуны представления о «ключевых событиях в жизни» только и делают, что направляют нас в погоню за стандартизированным счастьем (школа, образование, работа, квартира, машина, свадьба, ребенок, второй ребенок, новый дом, новая работа, внуки, пенсия), которое может совсем не соответствовать личным особенностям и планам. Исследования при этом показывают, что если ты стремишься к чему-то, потому что «так надо» и «все так делают» (привет, общественное мнение и стандарты соцсетей), то эффект счастья улетучится быстрее, чем если твои решения продиктованы личными долговременными стремлениями и мечтаниями.
Чем хороша повседневность и зачем ее ценить?
Вспомни, сколько раз за последний год ты был(-а) счастлив(-а) благодаря уникальным обстоятельствам? Отпуск, классный вечер в баре с подругой, которую не видел(-а) несколько лет, встреча рассвета над морем, обед в ресторане, в который давно мечтал(-а) попасть… Все? А как насчет остальных 350 дней в году – что там по счастью? А ведь хорошие и приятные моменты происходят и тогда, когда ты не переживаешь нечто (на первый взгляд) уникальное.
Если пандемия и принесла в нашу жизнь что-то хорошее – так это переосмысление ценности повседневной жизни. Ведь когда дом стал не просто местом, где ты просыпаешься и засыпаешь, а и постоянным антуражем – отношение к нему поменялось. Серьезное исследование Свободного университета Амстердама показало, что каждый пятый из участников исследования, стал счастливее за время пандемии – в том числе и потому, что смог «замедлиться» и проводить больше времени дома с семьей, наслаждаясь простыми радостями.
Фото: Ron Lach
Тренд на уютную одежду для дома, появление стиля атфлоу, рост продаж ароматических свечей, советы по организации комфортного домашнего офиса – вот несколько маркеров того, как мы переосмыслили повседневность в последние годы.
Ряд исследований показал, что мы стали уделять больше времени готовке. Ведь кулинария – доступная форма творчества, которая ежедневно предлагает новые челленджи. Оказывается, если вместо погони за социально одобряемыми штуками ты будешь радовать себя вкусной и здоровой (или нет) пищей, это будет хорошо влиять на твое ощущение счастья и психологического благополучия.
Популярные концепции счастья (от шведского лагом до японского икигай) – тоже о повседневности. Не зная о сложных теориях гедонистической адаптации и дофаминовом вознаграждении, люди, которые веками жили в сложных условиях, интуитивно пришли к тому, что небольшие радости вроде созерцания природы и вечера у камина – залог спокойствия и хорошего самочувствия (а потом нейропсихологические исследования это подтвердили).
Как слезть с «беговой дорожки» и начать жить?
1 / Разрешай себе «быть человеком». Картинка идеальной жизни, продвигаемая яркими образами в соцсетях, заставляет нас связывать ощущения счастья с соответствием неким стандартам. На самом же деле, большинство из нас – обычные люди с обычной зарплатой и съемной квартирой в 30 лет, которые получают удовольствие от «непритязательных» прогулок по лесу и вечеров дома на диване с добротным сериалом. Попробуй не винить себя за это.
2 / Установи здоровые отношения со своим телом. Делай зарядку, разминай шею и спину – ощущение от того, что твое тело работает все лучше и лучше, становится более гибким, сильным и выносливым, стимулирует выработку эндорфинов на постоянной основе и вроде как способно поднять твой базовый уровень счастья. Но это работает не для всех: поэтому помни, что надрываться в спортзале не стоит, если это не приносит тебе удовольствие (а если хочется двигаться – попробуй танцы, йогу или плавание).
3 / Упрощай жизнь. Меньше мультизадачности, больше осознанности: ставь небольшие цели (не просрочить дедлайн, выбраться на длинную прогулку в парк, встать пораньше) – и дофаминовое вознаграждение придет само.
4 / Записывай благодарности (исследования показыают, что это реально помогает). Но, как советует Кэтрин Грей, делать это нужно не в размытом виде («Я благодарен(-а) мирозданию за моего роскошного кота»), а в более конкретном – вроде «Здорово, что сегодня во время прогулки с собакой я увидела, как на деревьях появились первые почки – значит, скоро весна». Так благодарности будут отличаться день ото дня, и ты наконец будешь подмечать маленькие, но важные детали.
Фото на главной: life on film
ТЕМИ: