Существует ли осенняя депрессия?

|

Рубрика: Mindfulness

|

Автор: Valeria Lazarenko

|

4220

Серость, дождь, низкие свинцовые облака, холод и ощущение, что драйвовое лето осталось далеко позади. Многим в таких обстоятельствах сложно не впасть в хандру и не начать гуглить билеты в теплые края. Но действительно ли осенняя депрессия – доказанный факт, а не трендовое явление? Попробовали разобраться в ее биологических и социальных предпосылках, а заодно выяснить, что с этим всем делать. 

 

Что такое депрессия и какой она бывает

В последние годы словом «депрессия» часто называют любые проявления хандры: плохое настроение, апатию, бессонницу вкупе с низкой мотивацией и потерей интереса к происходящему, ощущением угнетонности и ангедонией – то есть неспособностью получать удовольствие от жизни. Некоторые современные подходы говорят, что симптомы депрессии в течение двух недель – уже повод обращаться к психологам, другие настаивают на двух месяцах. 

Кроме того, существует целый депрессивный тип личности, депрессивные состояния, а еще – проявления депрессии как симптома какого-то другого недуга, лечения сложными препаратами или последствиями болезни (да-да, ковид – тоже нейротоксичная зараза, после которой может быть гораздо паршивее, чем до). В целом, популярные статьи часто называют депрессию болезнью нашего времени, но это не совсем так: та же тоскливая гиппократовская меланхолия, если задуматься, – тоже депрессия (да, Триер все правильно понял и визуализировал).  

Депрессии могут быть вызваны и внешними факторами (т.н. реактивная депрессия, от слова «реакция»), и внутренними – например, последствиями болезни или сбоями в работе нейромедиаторов (тех самых молекул волшебных веществ, которые передают сигналы между отдельными нейрончиками у нас в мозге). Психиатры выделяют множество градаций: постоянную и повторяющуюся, однополюсную и биполярную (когда периоды депрессии сменяются состояниями повышенного нервного возбуждения), обычную и соматизированную (то есть проявляющуюся на телесном уровне в виде болезней).

И пусть раньше депрессию связывали с одержимостью дьяволом и прочей чертовщиной, сейчас ее считают медицинской (и совсем не стыдной) проблемой. В целом, психоантропологи говорят, что депрессия развилась как странная форма реакции «замереть». И вообще, этот механизм помогает нам сосредоточиться только на решении самых важных задач, отбросив все «лишнее» (жестокий механизм, не спорим, да и теория сомнительная). 

 

 

И все же – почему в этот самый сезон дождей и опавших листьев все так угнетает? 

Для этого даже есть специальное название –  «сезонное аффективное расстройство».  Есть исследования, которые показывают, что  виной всему – уменьшение светового дня и выработки мелатонина,  вещества, которое наше тело производит под действием солнечного света и которое связано с процессами трансформации всяких белков, нейромедиаторов и окологормональных штук. Мол, это естественно – света меньше, организм перестраивается, серотонина все меньше. Для лечения даже придумали «терапию светом». 

Но недавно все эти исследования поставили под сомнение. На кафедру психологии самого северного университета в мире, который находится в норвежском городе Тромсе далеко за полярным кругом, пару лет назад прибыла американская ученая Кари Лейбовиц – с целью провести реальное практическое исследование, как у местных жителей с наступлением недолгой полярной осени и двухмесячной полярной ночи падает настроение и мотивация что-либо делать. По всем канонам жанра, ее запланированное иследование пошло кувырком: оказалось, что для северонорвежцев серая осень с беспросветными дождями – только этап на пути к радостной длинной зиме. И неважно, что солнце в это время не показывается из-за горизонта – зато можно ходить на работу на лыжах, готовиться к Рождеству, украшать дом, жечь свечи, готовить слоу-фуд вроде пирога с капустой и бараниной и всячески наслаждаться теплым семейно-дружественным общением. 

Закономерен вывод:  а что если осенняя депрессия все же – социальный конструкт?  И хандрим мы не только и не столько из-за непосредственного уменьшения светового дня, но и из-за всеобщей атмосферы уныния вокруг? Все может быть. Датская концепция хюгге – маленького домашнего счастья вопреки внешним обстоятельствам – тоже возникла как реакция на долгий осенне-зимний период.

 

 

С наступлением холодов я сплю все больше и больше. Это нормально? 

Если коротко, то да. Об этом упоминают Ольга Маслова и Ника Бельская в своей книге о здоровом сне. Сумерки – период времени, который четко улавливается нашим организмом и запускает реакцию «пора спать» (замедляются процессы пищеварения, усмиряется мозговая активность – но это, конечно, все в общих чертах, у всех все индивидуально). Осенью в наших умеренных широтах меняется угол наклона земной оси относительно солнца – а потому период сумерек наступает раньше и длится дольше. Все это считывают наша сетчатка и мозг. 

В итоге может происходить рассинхрон между собственным биологическим временем (индивидуальные процессы и ритмы организма), астрономическим временем (рассветы, закаты, сумерки и глухая ночь) и социальным временем – обусловленными культурой понятиями «утра», «дня», «вечера» и «ночи» и связанных с ними ритуалами. Осенью организм перестраивается – синхронизировать их становится сложнее, а естественной защитной реакцией будет как раз сон. Или постоянное ощущение сонливости, если систематически не высыпаться (да, новый сезон любимого сериала, мы о тебе) и слишком часто пичкать себя кофе и энергетиками. Избежать биологической причины сонливости они не помогут, а только усугубят рассинхрон – и, как следствие, подавленное настроение. 

 

Еще скажите, что есть, как бурая медведица перед спячкой, тоже нормально. 

Все дело в гормональном балансе. В частности, в выработке гормона лептина, который отвечает за насыщение. А если выработка гормона притупляется (обычно это реакция на уменьшение светового дня), есть хочется все чаще и чаще, а насыщение не приходит. Если что, у животных перед спячкой лептин не вырабатывается вовсе, потому те же бурые медведи на Аляске будут есть лосось, пока не захотят спать (а потом проснутся – и продолжат есть). 

Все логично: наши предки понимали, что зимой с едой будет негусто, потому нарастить бока в сентябре-октябре – правильная идея. Так что не стоит себя за это корить: биологию не обманешь, только зря испортишь настроение. 

 

 

И что со всем этим делать? 

1 /  Депрессия – не стыдная проблема.  И обратиться к специалисту, если тебе плохо, – это нормально. Главное, помни: психолог не будет тебе с порога выписывать антидепрессант, а скорее попытается разобраться, что же вызвало твою хандру. И отправит за медикаментозным лечением только в том случае, если проблема действительно в сбое обратных захватов серотонина. 

2 /  Обуючивай квартиру.  Больше света, больше приятных мест – это тоже может помочь, если твое депрессивное состояние вызвано отсутствием солнечного света и серостью за окном. Обзаведись приятными (на всех уровнях, от визуального до тактильного) вещами, которые согреют тебя изнутри. Тащи в квартиру уютные пледы и одеяла. Позволь себе наконец тот роскошный кашемировый костюм вместо растянутых треников. Лампы, свечки, керамика и текстиль тоже помогут тебе почувствовать, что у осени есть свои преимущества. 

3 /   Обустрой свою зону комфорта  – зону хюгге, которая будет только твоей. С большим теплым пледом, красивой лампой, подставкой под любимую чашку ручной работы. Это может быть отделенный уголок в комнате с креслом и книжной полкой, лежбище на подоконнике и даже чуланчик под лестницей в стиле Гарри Поттера. Главное, чтобы ты чувствовал(-а) себя в безопасности – всем нам иногда нужно укрыться от мирских невзгод в комфортной норе.  

4 /   Найди то, что будет приносить тебе удовольствие:  смотри красивые сериалы, готовь классную медленную еду, слушай винил. Или купи здоровский дождевик, влезь в любимые резиновые сапоги и рвани за грибами. Главное, не переусердствуй и помни, что то, что твой организм экономит силы, – нормально. 

5 /   Обнимайся.  Хоть с любимыми, хоть с котом – помогает! Доказано

 

Фото: KoolShooters / Pexels

|

Рубрика: Mindfulness

|

Автор: Valeria Lazarenko

|

4220

ТЕМИ:

Читай також:

Як і чому принципи slow food завойовують світ?
Їжа /

Як і чому принципи slow food завойовують світ?

Та чому тобі варто до цього руху приєднатися.

Хочу пойти к психологу, но не могу решиться. Что делать?
Mindfulness /

Хочу пойти к психологу, но не могу решиться. Что делать?

Что нужно знать, перед тем как записаться на первый сеанс.

Простір твоєї безпеки. Як середовища впливають на ментальне здоров’я?
Mindfulness /

Простір твоєї безпеки. Як середовища впливають на ментальне здоров’я?

Розбираємось, як наш мозок сприймає простір та чи справді перестановка меблів покращить психологічний стан.

Guilty pleasure: почему нам бывает стыдно за то, что нам нравится? (А зря!)
Mindfulness /

Guilty pleasure: почему нам бывает стыдно за то, что нам нравится? (А зря!)

Стоит ли винить себя за «неправильные» сериалы, шоу или музыку? Спойлер: нет.

Зараз на головній:

Чи справді рукоділля допомагає впоратись зі стресом?
Mindfulness /

Чи справді рукоділля допомагає впоратись зі стресом?

Якщо коротко – так. І це круто!

На пляшках Varvar розмістили фото тварин, які шукають домівки
«Я б на твоєму місці…». Як перестати давати непрохані поради?
Mindfulness /

«Я б на твоєму місці…». Як перестати давати непрохані поради?

Розбираємось разом з гештальт-терапевткою.

«Я переделываю старые квартиры и сдаю их на Airbnb»
Історії /

«Я переделываю старые квартиры и сдаю их на Airbnb»

Дизайнерка Алина Дворжанская – об особенностях работы с квартирами под сдачу и о рынке арендной недвижимости в целом.

Почну з понеділка: як привчити себе до пробіжок?
Почну з понеділка /

Почну з понеділка: як привчити себе до пробіжок?

Розповідаємо, як почати і не кинути бігати.

8 хороших новостей февраля
Конспект /

8 хороших новостей февраля

Не стоит забывать, что в мире по-прежнему происходят хорошие вещи.

Показати більше